Если во второй половине XIX века в России отношения продавцов и покупателей напоминали боевые действия, а в западных странах, где в конце XIX века продавцы и покупатели находились в состоянии войны, то после 15 марта 1962 года казалось, что противостояние продавцов и покупателей наконец-то перетекло в мирное русло. Тогда Джон Кеннеди обратился в Конгресс с обращением, что борьба за права потребителей должна стать национальной идеей. Тогда же он выделил четыре базовых права потребителя: право на безопасность, право на информацию, право на выбор и право быть услышанным.
Именно с этого дня начинает отсчет Всемирный День защиты прав потребителей (World Consumer Rights Day). В этом году отмечается 50-летний юбилей. В 1992 году 7 февраля в России был подписан и вступил в силу закон «О защите прав потребителей». В этом году закону исполнилось 20 лет. Считается, что по степени лояльности к потребителю российский закон можно поставить на второе место после аналогичного закона США. Миллионы потребителей, опираясь на его нормы, смогли отстоять права.
Однако, не все так радужно, как кажется на первый взгляд. В России обязанность осуществлять государственный контроль и надзор в сфере защиты прав потребителей возложена на Роспотребнадзор. Но при этом существует много ограничений. Во-первых, необходимы массовые жалобы потребителей, чтобы провести проверку недобросовестного производителя или продавца, ведь по своей инициативе служба вправе проверять продавца только один раз в три года. Во-вторых, внеплановую проверку необходимо согласовывать с прокуратурой, а та часто отказывает, поскольку здоровью потребителя данное нарушение не угрожает. Еще одной проблемой являются мизерные штрафы. Они совершенно несопоставимы по размеру с получаемой нарушителем выгодой от обмана потребителей. Для нарушителей легче заплатить и продолжать обманывать.
К сожалению, по сложившейся в последнее время практике, органы государственной власти при принятии законов и подзаконных актов никак не учитывают мнение потребительского сообщества, что приводит не только к ущемлению прав потребителей, но и к низкому качеству самой законотворческой работы.
Хотя закон «О защите прав потребителей» является одним из немногих реально действующих законов, тем не менее, во многих сферах существуют проблемы. Если рассматривать сферу ЖКХ, то правозащитниками отмечается непрозрачность ценообразования и формирования тарифов, которая приводит к их завышению. Особенно проблемным является навязывание услуг ЖКХ. Что касается услуг сотовой связи, то здесь потребители сталкиваются с тем, что не имеют возможности сменить оператора, не потеряв номер, а также повсеместно становятся жертвами различных видов мошенничества при отправке sms-сообщений или заказе платных услуг.