Надеждам, возложенным западными аналитиками и обозревателями на молодого наследника династии Кимов Ким Чен Ына, в прошлом году «вступившего на престол» в Северной Корее, не суждено сбыться. По крайней мере, в течение ближайших лет. КНДР, которая «была замечена» за проведением экономических реформ, кажется, на деле если и двигается к рыночной экономике, то весьма небольшими шагами.
Единственным положительным со всех сторон изменением может похвастаться только аграрный сектор – там крестьянам, по всей вероятности, позволят оставлять себе до половины урожая (раньше все собранное продавалось государству по установленным ценам). Это, отмечают экономисты, может подтолкнуть крестьян на больший энтузиазм, что возможно поможет населению КНДР быть уверенным в том, что хотя бы первые блюда всегда будут на столе. В ситуации борьбы с голодом, который случается в стране раз в несколько лет, это очень актуально.
Что же касается других секторов экономики (например, более активной торговли с тем же Китаем), то здесь Ким Чен Ын не демонстрирует столь ожидаемого от него новаторства. Более того, некоторые его решения еще более стагнируют рынок – чего стоит только один введенный недавно запрет на хождение китайского юаня на рынках.