
Слабые банки, особенно в Испании, купили существенную часть долга своего правительства, а иностранцы с удовольствием продали им свои владения. Участники рынков, понимая, что банки теперь располагают рискованными долговыми обязательствами своих стран, еще более встревожились. Снова Европа и глобальная экономика подошли к краю бездны.
Архитекторы текущей политики и их союзники утверждают, что в мире не хватает решимости следовать нынешней стратегии. Другие утверждают, что неудача указывает на необходимость изменения курса. Последняя точка зрения особенно распространена среди европейских избирателей.
Это вполне объяснимо. Многое из того, к чему призвали в Европе и за ее пределами, вероятно, не только неэффективно, но и контрпродуктивно для поддержания валютного союза, восстановления нормального финансового состояния и доступа правительства к рынкам, а также для восстановления экономического роста.
Предпосылки нынешней политики заключаются в том, что европейские страны имеют чрезмерную задолженность, и поэтому не имеют доступа к рынкам на разумных условиях, а также в том, что высокие процентные ставки, связанные с чрезмерной задолженностью, вредят финансовой системе и подавляют экономический рост. Стратегия заключается в том, чтобы обеспечить финансирование и при этом обуздать чрезмерные расходы до такого уровня, чтобы восстановить доверие, снизить процентные ставки и возобновить экономический рост. Стратегия успешно использовалась Международным валютным фондом в развивающихся странах и Германии после болезненной реинтеграции Восточной Германии.
К сожалению Европа неправильно диагностирует свои проблемы и устанавливает неправильный стратегический курс. За пределами Греции, которая составляет лишь 2 процента в зоне евро, расточительство не является первопричиной проблем. Испания и Ирландия отличались низким соотношением долга к валовому внутреннему продукту пять лет назад, значительно ниже чем было в Германии. Италия имела высокий коэффициент долга, но очень благоприятное дефицитное положение. Страны Европы оказались в беде только после того, как финансовый кризис 2008 года потрепал их финансовые системы и остановил их рост. Высокий дефицит является симптомом, а не причиной проблемы. Лечение симптомов, а не причины, как правило, является хорошим способ навредить пациенту.
Причиной финансовых проблем в Европе является отсутствие роста. В любой финансовой ситуации, когда процентные ставки значительно превышают темпы роста, проблемы задолженности выходят из-под контроля. Европе следует сфокусироваться на темпах роста, и при таком подходе усиление мер экономии является шагом в неправильном направлении.
Систематическое сравнение показывает, что когда экономика имеет ограниченный спрос и когда безопасные краткосрочные процентные ставки близки к нулю, политические меры, сокращающие дефицит на 1 процент – имеется в виду 1-процентное сокращение расходов по отношению к ВВП страны, или эквивалентное увеличение налогов, - снижают ее ВВП на 1-1,5 процента. По сути, сокращение дефицита будет иметь непропорционально негативное воздействие на ВВП. Это означает, что меры жесткой экономии на национальном уровне могут оказаться контрпродуктивными с точки зрения кредитоспособности. Финансовое сокращение снижает доходы, ограничивает возможности для погашения долгов. Этим достигается лишь ограниченное снижение дефицита после неблагоприятного воздействия экономического спада на налоговые поступления и учета выплаты пособий. И это бросает тень на перспективы роста, поскольку снижаются капитальные вложения и повышается безработица, что неизбежно сказывается на способности и готовности безработных к работе.
Эти процессы пропорционально увеличиваются на континентальном уровне. Замедление экономики в одной стране сокращает спрос на экспорт из других стран. Чистая арифметика показывает, что увеличение сбережений и экспорта в одних странах требует увеличения расходов и импорта в других. Огромный успех в Германии, достигнутый за последние годы, не был бы возможен без масштабных заимствований и импорта на периферии Европы. Периферия никак не сможет добиться успеха в существенном сокращении заимствований до тех пор, пока Германия не будет проводить политику, сокращающую излишки ее роста.
Скептики зададутся вопросом каким образом увеличение расходов стран, которые уже и так имеют проблемы с заимствованиями, может быть верным решением. Ответ заключается в разнице между заимствованиями отдельных лиц и государств. Как правило человек помогает своим кредиторам, если сокращает свои заимствования, но человек, который перестает заимствовать для финансирования поездок на работу явно не приносит своим кредиторам пользу. Доход страны определяется ее расходами, поэтому страна, которая принимает меры строгой экономии, направляет экономику по нисходящей спирали, что не идет ее кредиторам не пользу. Да, в конечном итоге повышение пенсионного возраста, реформа и реструктуризация программ льгот, поэтапные обязательства в этой области будут конструктивными. Но перспективы политического и экономического успеха в этих начинаниях зависят от восстановления роста.
Только восстановление роста может спасти евро и решить европейские финансовые проблемы. Если и была когда-либо ситуация, требующая коллективного ответа, так это она. В перспективе МВФ и международное сообщество должны условиться о дальнейшей поддержке не только отдельных стран, но и общеевропейского стремления к экономическому росту.