ІЮбЪаХбХЭмХ, 19 °ТУгбв 2018, 10:17 На главную Карта сайта Написать письмо

Главная | Технологии | Космос по-прежнему является новым рубежом
(CNN) - Atlantis, последний космический челнок, вернулся на Землю в четверг и теперь займет свое место в Космическом центре Кеннеди. После более чем 30 лет и 135 полетов шаттлов, в которых участвовали буквально сотни астронавтов, НАСА имеет основания для гордости.

Однако у меня другая точка зрения: настало время для другого.

Шаттл является устаревшей рабочей лошадкой, которая должна быть поставлена на пастбище – наступило время для нового направления космической программы.

Частный сектор должен взять на себя обычные космические полеты, в то время как NASA должна разрабатывать новые, более технологически развитые транспортные средства, которые могут вывести человека далеко за пределы околоземной орбиты.

Что не менее важно, НАСА следует продолжать свою очень успешную программу роботизированного космического исследования, которая принесла невероятное количество знаний на каждый затраченный доллар.

Когда ракеты «Меркурий», «Близнецы» и «Апполон» были запущены в 1960-х годах, страна замерла, чтобы понаблюдать за запуском. Амбициозная цель президента Кеннеди высадиться на Луну была достигнута за восемь лет, поскольку НАСА имела свободно увеличивающийся бюджет, выросший в 1966 году до 4,4% от годового федерального бюджета, сообщает историк Джон Логсдон. Проведя свои вычисления, я могу сказать, что сегодняшний бюджет НАСА составляет около 0,6%, или около 60 долларов на одного американца.

В ту эпоху быстрых инноваций были принесены в жертву жизни людей - летчиков-испытателей и астронавтов на землю - но космическая программа продвинулась вперед со скоростью света.

Летом 1969 года, почти 42 года назад, весь мир говорил о том, что американцы собираются на Луну. Я была ребенком, посещавшим крошечный городок Мекеншейм в Германии, где отец друга детства находился в академическом отпуске. Все собрались в одном доме перед телевизором. Когда на рассвете Нил Армстронг ступил на Луну была распита бутылка калифорнийского (не французского!) шампанского.

Затем подобные события стали обычным делом, особенно после того, как НАСА успешно запустила программу космических челноков. Шаттл был большим автобусом - многоразовым транспортным средством, который мог вывести как груз, так и людей на околоземную орбиту. В ходе 135 полетов пять шаттлов облетели вокруг Земли более 20000 раз, в результате чего мы узнали о физиологии человека в космосе и о поведении вещества в невесомости.

Превращение космического полета в обычное дело стало огромным успехом для НАСА. Теперь пришло время объявить о победе и двигаться дальше.

НАСА должна строить спортивные автомобили, а не автобусы - передовые транспортные средства, которые определяют путь к нашему будущему в космосе. Частная промышленность должна взять на себя обычные космические полеты, а НАСА выступать в качестве ее клиента.

Специалисты НАСА по полетам человека в космос должны сосредоточиться на следующем рубеже - изучение астероидов, Марса и объектов за их пределами. Околоземная орбита – пройденный этап.

Итак, что мы должны делать в космосе? Вот второй критический момент: не стоит забывать про освоение космоса роботами, и не бросать то, что делается сейчас.

Многие американцы признают непревзойденные знания и вдохновение, полученные в результате изобретения космического телескопа Хаббла на протяжении последних двух десятилетий, а также от его братьев - менее известных спутников. Роботы-спутники изучают все, начиная от Земли, Солнца и Солнечной системы, до дальних уголков Вселенной, и НАСА имеет один потрясающий успех за другим.

Космическая наука НАСА приносит нам знание того, как расширяется Вселенная, как формируются звезды и галактики вокруг нас, как планеты и жизнь могли бы развиваться в межзвездном пространстве. Список лучших открытий, сделанных с помощью Хаббла, читается как хит-парад астрономии: обнаружена таинственная новая "темная энергия", которая вызывает ускорение расширения Вселенной, вычисляются расстояния до других галактик, обнаруживаются сверхмассивные черные дыры в их центрах, определяется возраст Вселенной, исследуется процесс формирования планет вокруг других звезд, проводится поиск признаков внеземной жизни - и этот список можно продолжать.

Эти достижения НАСА являются нашими пирамидами в Гизе, и знания, которые они предлагают, составляют наши библиотеки в Александрии.

А космическая наука обходится относительно дешево. Один взгляд на бюджет НАСА скажет вам: 20 лет программы Хаббл - в том числе все исследования, проведенные тысячами ученых по всей стране - стоит примерно столько же, сколько один год операций при помощи шаттлов.

Сказать шаттлу прощай - не означает сказать это космосу. Пора обратиться к будущему. Преемник Хаббла, космический телескоп Джеймса Вебба, должен выявить первые галактики, образующиеся во вселенной, и изучить другие планетные системы – он может превзойти открытия Хаббла.

Автор: Мэг Урри.

Мнения, высказанные в настоящем комментарии, принадлежат исключительно автору.

22 июля 2011